Эсти ЛаудерОна не была золушкой. И не от бедности у нее родилась мечта — та самая «американская мечта», воплощением которой представляют теперь ее жизнь. Она мечтала создать свою собственную Империю Красоты. Гениальная предпринимательница с твердым характером, силой воли, верой в себя, она успешно осуществила эту мечту… В списке самых успешных и богатых женщин мира Эсти Лаудер — в самом начале: торговый оборот ее империи превышает семь миллиардов долларов. Но она в этом списке практически
единственная, кто добился всего самостоятельно!

Сказка о… сказке

После того, как ее сказочная мечта обре­ла вполне реальные — в том числе, и в виде миллионов долларов — черты, Лаудер начала сотворять еще одну сказку — сплошь вымышленную (как и положено в сказке!) историю своей жизни. Лаудер самозабвенно расписывала свое графское происхождение, детство, проведенное в одном из европейских замков. Ее отец, как и положено богатому аристократу, питал страсть к лошадям и путешествиям, жена его праздно проводила время в салонах ев­ропейских курортов…

На самом деле девочка по имени Жозе­фина Эсфирь появилась на свет 1 июля 1908 года в небогатой и многодетной семье еврея и чешки, эмигрировавших в Америку из Венгрии. Ее отец Макс Ментцер торговал зерном и держал скобяную лавочку в нью-йоркском районе Куинс, а мать Роза работала швеей. Так что, «родовым графским поместьем» Лаудер были трущобы Нью-Йорка, а «роскошными дворцовыми залами» служили комнаты над скобяной лавкой, где и проживало все многочисленное семейство.
Первым шагом к избавлению от всего, что могло бы напоминать о еврейской де­вушке-иммигрантке, выросшей в мелкой скобяной лавке, стала перемена имени: неблагозвучное Жозефина Эсфирь пре­вратилось В гораздо более эффектное Эсти…

«Три мушкетера»

В жизни Эсти Лаудер судьбоносные роли сыграли три мужчины. Эсти помогала отцу в лавке вести дела и оформлять витрины. Эта работа дала ей неоценимый опыт предприимчивости и искусства продавать. В те годы огромное влияние на нее оказывал отец, ставший и первым наставником, и образцом для подражания. От него она унаследовала сильный характер и понимание: в жизни необходимо рассчитывать прежде всего на себя.

А вскоре после окончания Первой миро­вой в жизни Эсти появился еще один человек, сыгравший, возможно, главную роль в выборе ею жизненного пути. Этим человеком был ее дядя — Джон Шотц Ментцер. Позднее она вспоминала, что благодаря именно дяде Джону увидела свое предназначение. Дядя Джон, химик по образованию, разработал собственную формулу крема для кожи. Для молодой Эсти, которая, как и все девушки, большое значение придавала внешности, дядюшка стал «волшебником, идеалом и наставником». Обладая привлекательной внешностью и стройной фигуркой, Эсти была одержима чистотой кожи, и всю юность пользовалась дядюшкиным «волшебным кремом», который она называла «красотой из баночки». И не только пользовалась сама: по ее словам, «все подружки в Нью-таунской средней школе буквально купались в наших кремах»! Естественно, не бесплатно…

Именно тогда было принято решение: она будет придумывать, изготавливать и продавать кремы со своим именем!..
А третьим «мушкетером» для нее стал Джозеф Лаутер (позже изменивший фами­лию на Лаудер), довольно удачливый предприниматель, красиво ухаживавший за ней и ласково называвший ее «моя блондиночка». 15 января 1930 года они поженились, тогда же было решено начать собственное дело.

Джинн из кастрюли

У Эсти Лаудер не было ни денег, ни спе­циальных знаний о производстве космети­ческих препаратов, ни товароведческого опыта. Но она многому научилась у отца и дяди, и главное — у нее была мечта, которую она хотела осуществить во что бы то ни стало!
Она разрабатывала новые кремы, пома­ды и пудры и готовила их на кухне.

…Они с мужем растирали сухие травы в порошок, смешивали их с маслами, варили кремы в кастрюле, стерилизовали ки­пятком баночки, завязывали бантики на упаковках — все делали вручную.
В один прекрасный день Эсти зашла в ближайший салон красоты, чтобы провести первую в истории косметики бесплатную демонстрацию своей продукции.

Она хорошо подготовилась и она умела убеждать: уже после короткой беседы с нею управляющий дал указание сотрудницам бесплатно накладывать, по желанию клиенток, на их лица кремы Эсти.
Желающих оказалось много: ну, кто из женщин откажется от бесплатной услуги?! Через несколько дней от женщин не было отбоя: новая реклама товара сработала!. Через месяц к Эсти Лаудер обратились сразу несколько владельцев окрестных салонов, а еще через полгода ее кремами пользовались уже в самых престижных салонах Нью-Йорка!

Все для достижения цели!

К своей мечте Эсти Лаудер двигалась упорно — ничто не могло остановить ее. Она умела продавать и отлично ладить с теми, от кого зависело нужное ей решение. А еще она активно применяла новые технологии в продвижении своего товара. Лаудер предлагала продукцию только лучшим и крупным магазинам — их имя и престиж автоматически начинали работать на нее. Она устраивала бесплатные демонстрации везде, где только представлялась возможность. Именно она ввела в практику торговли новшество, теперь такое привычное — «бесплатный сувенирчик к покупке»: к каждой баночке крема прилагался тюбик губной помады. Ей оно принесло многие миллионы долларов.

…Лаудер сбивалась с ног, пытаясь всеми возможными и невозможными способами увеличить объемы продаж — она не знала ни перерывов, ни отдыха. Это, естественно, повлекло за собой проблемы в семье: отношения с мужем для нее постепенно отодвигались на второй план, не спасало и то, что у них уже был ребенок. В 1939 году их брак рухнул, и они развелись.
Следующие три года Лаудер провела в Майами, продавая средства для ухода за кожей отдыхающим и удалившимся на покой дельцам. Планируя стратегию продвижения наверх, она решила, что проще всего использовать деньги и имя известных людей. Но годы, потраченные Лаудер на поиски прекрасного принца, который помог бы осуществить ее мечты, оказались бесплодными…

2012 рождение империи

И тут произошло событие, воссоединив­шее бывших супругов: серьезно заболел их сын Леонард, и заботы отца и матери сошлись у детской кровати. С Леонардом все обошлось, а Эсти и Джозеф 7 декабря 1942 года опять поженились, решив возродить не только семью, но и совместный бизнес.

В 1944 году они открыли в Нью-Йорке свой первый магазин. В том же году созидание империи было ненадолго прервано рождением второго ребенка — Рональда. И, наконец, в 1946 году была зарегистрирована фирма «Эсти Лаудер, инкорпорейтед». Фирма выпускала крем для жирной кожи, очищающее масло, «Суперобогащенный универсальный крем», питательное молочко, пудру для лица, тени для век и губную помаду чистого красного цвета. А вскоре хозяйка зарождающейся империи придумала и «свой» цвет — «голубой Лаудер», ставший отличительной чертой цветового имиджа товаров фирмы.

…Руководство универмага «Сакс» на Пятой авеню — одного из самых престижных, рискнуло сделать Лаудер большой заказ на кремы для кожи — на сумму 800 долларов! Последним аргументом стало заметное (и, естественно, бесплатное!) улучшение цвета лица дочери хозяина магазина.
Первая партия товара была продана за два дня. Этот успех сразу выдвинул (на что и рассчитывала Лаудер!) скромную фирму со штатом из двух человек (!) на уровень национальных компаний и позволил конкурировать со «старейшинами» рынка Revlon и Avon!..

Покорение Европы

Честолюбивое стремление Лаудер поко­рить престижные универмаги стало при­носить плоды к началу пятидесятых. Тогда же она начала расширять ассортимент товаров с маркой «Эсти Лаудер»: в 1953 году на суд публики был представлен ее первый аромат — «Свежесть юности» — духи и масло для ванн. И вновь удача: за тридцать лет выпуска «Свежесть юности» принесла доход в 150 миллионов долларов.
К концу 1950-х в престижных магазинах практически по всей Америке были от­крыты отделы компании. А неугомонная Лаудер ставит перед собой новую цель, которая для всех, но только не для нее, кажется недостижимой. Она решила ни много ни мало завоевать европейский рынок духов — с его-то прочными традициями и известными брендами. И у нее получилось! Правда, начала она свое завоевание с маленького «хулиганства»: в известном парижском магазине косметики «Галери Лафайет» она как бы случайно уронила на пол большой флакон со своими духами. Быстро распространившийся удивительный аромат привлек в парфюмерный отдел массу покупателей, которым сияющая улыбкой «хулиганка» громко заявила: «Это мои новые духи! А меня зовут Эсти Лаудер. Вы никогда не слышали моего имени?..»
Экстравагантная выходка, естественно, привлекла внимание журналистов, на что и делался расчет: элегантная, яркая, стильная Лаудер замелькала на страницах модных журналов, интервью с нею публиковали практически все издания. Всегда оде­тая, как ее самые элитные покупатели, прекрасно имитирующая их поведение, роль светской, к тому же прекрасной, да­мы Эсти играла великолепно! Немудрено, что вскоре появился и термин «стиль Лау­дер», вобравший в себя классический костюм, тщательно уложенные волосы и… личное обаяние, а журналисты с удоволь­ствием цитировали ее броскую фразу: «Нет женщин некрасивых, есть неухожен­ные».
Вскоре Европа признала ее, а вслед за Европой Лаудер покорился и весь остальной мир!..

Успех и «принцип семьи»

Компания росла и развивалась, а Лаудер уже покоряла новые вершины. В 1964 году она «атаковала» рынок парфюмерии для мужчин — с предложением косметической серии «Арамис». Еще через четыре года состоялась презентация «Клиник» — первой полной линии (более 100 средств на все случаи жизни!) гипоаллергенной косметики. И снова продукции Эсти Лаудер сопутствует необычайный успех. Одна только «Клиник» к 1985 году приносила компании 200 миллионов долларов дохода ежегодно и стала одним из самых популярных продуктов с маркой «Эсти Лаудер»!..

Не забывала хозяйка империи и о кадрах, которые, как известно, решают всё: «Если вы не можете продать товар, то дело не в товаре, а в вас!» Исповедуя в отношениях с родственниками принцип «закрытый рот и открытый кошелек», она за­служила любовь и уважение не только невесток, внучек, но и всех домочадцев, включая слуг. А невестки — жены сыновей Леонарда и Рональда, Эвелин и Айрин — стали ее главными помощницами!

Чувство дома, уюта, семьи, которое присуще каждой женщине, она старательно культивировала в компании. «Мои служащие — моя семья», — утверждала она, и рабочие места в офисах ее компании больше походили на домашние кабинеты где-нибудь в загородном семейном коттедже.

«Оскар» для Лаудер

Эсти Лаудер заплатила немалую цену за успех: «Величайшим из всех мифов явля­ется тот, который обещает волшебную формулу мгновенного успеха. Я взвалила на себя непосильную ношу. Была постоян­ная работа, пристальное внимание к мелочам, недосыпание, переживания, боли в сердце»…

Одержимость этой женщины мечтой удачно «совпала» в ней с твердым характером и небывалой энергией — и в семьдесят лет Лаудер регулярно появлялась в своем любимом универмаге «Сакс», где брызгала свои новые духи на женские запястья. Неизменно любезная, обаятельная и деловитая, она не сдавалась: «Конечно, годы играют против меня. Но на моей стороне играю я сама — и неизвестно, чья возьмет!» Она скончалась в апреле 2004-го, не дожив нескольких месяцев до своего 96-летия.

Что привело ее компанию на вершину мира косметики? Принимая решения, она доверяла своим ощущениям и женской интуиции, не боялась стремительно двигаться в том направлении, куда другие боялись даже шагнуть. И еще одно: Лаудер устраивало все только самое лучшее, будь то служащие, продавцы или собственная продукция. Уникальный яркий стиль выделял ее изделия и делал их популярными в мире, ориентированном на красоту.

Все это — личная заслуга Эсти Лаудер. Если бы в индустрии косметики и парфю­мерии присуждался свой «Оскар», этой женщине он обязательно был бы вручен в номинации «Гениальный предприниматель, создавший крупнейшую в мире частную компанию и добившийся феноменальных успехов». Сегодня империя со звучным именем «Эсти Лаудер» состоит из нескольких десятков тысяч салонов красоты и бесчисленного числа фирменных отделов по всему миру с персоналом в 32 тысячи человек. Продукцию компании знают почти в каждом доме — товары с маркой «Эсти Лаудер» занимают достойное место на туалетных столиках женщин и мужчин всего мира…

P.S. Эсти Лаудер, одна из самых успешных женщин мира, утверждала: «Нельзя недооценивать желание каждой женщины быть прекрасной!» Следуя этому девизу и своей мечте, она создала настоящую Империю Красоты и шесть десятилетий управляла ею железной рукой.
Империя великого завоевателя Александра Македонского вскоре после его смерти распалась и прекратила свое существование. Империя Красоты Эсти Лаудер и после ее ухода процветает…