Электронные проездныеКак известно, к новшествам на Руси всегда относились с некоторым недоверием, даже с опаской. Электронные проездные — это, конечно, не приказ всем боярам брить бороды, тем не менее вопросов у кировчан возникает немало. Некоторые из них мы задали начальнику отдела транспорта администрации города Кирова Олегу Чичибабину.

— Какие проблемы возникают с нововведением?
— Любое нововведение внедряется всегда с определёнными трудностями. Но в целом система работает. Постепенно мы сможем выявить ошибки, которые, к счастью, не носят системного характера (за­частую роль играет человеческий фактор или просто технические недоработки) и откорректировать. Все вопросы мы стараемся решать по мере поступления и надеемся, что система будет отлажена и начнёт работать без сбоев.

— Как на данном этапе адми­нистрация города контролирует проект?
— Ежедневно по состоянию на 7.30 утра в городскую администрацию представляются отчёты о реализации карт, количеству совершённых поездок как общему, так и по категориям граждан. Мониторинг проводится в будние, выходные и праздничные дни. Это делается для того, чтобы можно было проанализировать ситуацию: растёт ли количество проданных карт, увеличивается ли число пассажиров.

— Не могли бы озвучить эти цифры?
— По данным на .18 сентября, более 83 тысяч граждан города Киро­ва уже пользуются электронными проездными. Самая многочисленная категория пассажиров — льготники (синяя карта). Затем спросом пользуется красная карта. На третьем месте — жёлтая. Зелёный проездной по объективным причинам на последнем месте, так как это самая малочисленная категория граждан.

— Есть ли те, кто остался недоволен нововведением?
— Мы стараемся максимально учесть мнение всех горожан. Тем не менее, раньше, приобретая проездной, можно было осуществлять неограниченное количество по­ездок, не задумываясь о том, кто покрывает транспортные расходы. Поэтому меры социальной поддержки региональный бюджет теперь будет устанавливать исходя из возможностей. Например, по пенсионерам экономия составляет почти 50%.

— Вот уж кто доволен, так это, наверное, перевозчики…
— Думаю, всё-таки в полной ли мере проект отвечает их чаяниям, они смогут понять, отработав по новой системе хотя бы месяц. По крайней мере, сегодня каждая поездка компенсирована, и существуют взаимозачёт и прозрачность в отношениях бюджет-пассажир-перевозчик.

— По мнению многих, 60 поездок не являются оптимальным количеством. Кто-то говорит, что этого мало, кто-то, что много…
— Число взято исходя из расчёта: две поездки в день. До этого 60 поездок было заложено и в безлимитный проездной. То есть 60 поездок компенсировались пере­возчику, остальные — нет. Сейчас идёт мониторинг: сколько поездок в среднем совершает та или иная категория граждан: школьники, студенты, пенсионеры. В конце года кировчанам будет предложена более гибкая линейка тарифов.

— Недавно в СМИ появилась информация о том, что не всем желающим хватило карт…
— Такой проблемы не суще­ствует. У всех агентов, которые занимаются распространением электронных проездных, они есть в достаточном количестве. Сегодня, например, пришла очередная партия карт.
И ещё неоднократно будет поступление. Если и возникают какие-то недоразумения, то это не системный, а технический сбой. Были периоды, когда, например, в Сбербанке заканчивались карты, но на данный момент недостатка в них нет. Электронные проездные можно приобрести в отделениях Сбербанка, банка «Хлынов», киосках «Роспечать» и Централь­ной диспетчерской службе. Также организована выдача карт в учебных заведениях.

-А с пополнением не возникает проблем?
— На сегодняшний день в городе работает 22 пункта пополнения, пунктов выдачи больше — около сорока. Например, «Роспечать» зани­мается только выдачей карт. Планируется организовать пополнение через терминалы самтобслуживания, которых к концу года в городе по­явится более двухсот. Сейчас решается вопрос поставки оборудования.

— Было бы удобно пополнять счёт через терминалы, расположенные на остановках общественного транспорта…
— Технически это возможно. Вообще, перспективы
развития системы безграничны. Но нужно понимать, что, если под пополнение будут переоборудо­ваны терминалы, находящиеся на остановках, то с платежа будет взиматься комиссия. Готов ли пассажир расстаться с процентами — решать только ему самому. В тех пунктах пополнения, которые существуют на сегодняшний день, комиссия не берется, что немало­важно.

— Появится ли у кировчан возможность вносить деньги на карту частями, а не так, чтобы сразу 720 рублей?
— Сейчас пополнить карту можно только полной суммой. Сумма списывается пропорционально совершённым поездкам, причём на билете есть информация о количестве поездок, которые ещё не использованы. Но со временем, думаю, эта система будет внедрена. К концу года появятся ещё как минимум 4 тарифа, где будут учтены пожелания граждан по количе­ству поездок и суммам пополнения карт.

— Вносить деньги на счёт нужно не позднее 10 числа. Иначе что?
— Активация средств, попавших на карту до 10 числа, происходит в текущем месяце. Всё, что позже -уже в следующем.

— Переходят ли неиспользованные деньги на следующий месяц?
— Пока что это возможно только для кировчан, пользующихся синей картой — наиболее многочисленная категория пассажиров. Но со временем система обязательно станет более гибкой.

— А если льготник — гость города?
— Приехав в наш город, он может либо приобрести карту для льготного проезда, либо ездить за полную стоимость. Право гражданина определить для себя, нуждается ли он в мере социальной поддержки или нет.

— Останется ли разница между наличным расчётом и оплатой проезда по электронной карте?
— Разница должна быть: это не что иное, как стимулирование граждан к приобретению транс­портных карт. Например, когда проект внедряли в Москве, разница составляла аж 7 рублей. Также с октября будет отменён и льготный проезд за наличный течёт — он сохранялся только на переходный период, чтобы все желающие успели приобрести карты.
Кировчане должны понимать: отказываясь от карты, они отказываются и от мер социальной поддержки, а значит, платят по экономически обоснованному тарифу -15 рублей.