Что ждет нас на туристическом рынке в 2013 году: какие направления входят в моду, что новенького появиться в старых маршрутах и на чем можно сэкономить?

Как-то, еще до кризиса, везла я группу в Рио-де-Жанейро и по дороге у всех потихоньку выспрашивала: а зачем вам в Бразилию? Карнавала в это время не было, природой и достопримечательностями никто в группе особо не интересовался, так что я оставалась в недоумении до первого нашего утра в Рио, когда мои ребята, все как один, явились к завтраку в белых штанах! То есть тайной целью их поездки было воплощение мечты Остапа Бендера. Так вот: сейчас таких туристов стало меньше.

Люди тщательнее выбирают направление, ищут бюджетные варианты, задумываются о таких вещах, как безопасность, влияние перелетов и акклиматизации на здоровье и так далее. Мы становимся более похожими на опытных путешественников — европейцев и американцев. Кстати, обратили внимание, что многие западные туристы, отдыхая на море, в море-то как раз и не купаются, а плавают исключительно в бассейне? Для нас это странно, а они, между прочим, ограничиваются бассейном потому, что у многих страховка не покрывает неприятностей, случившихся из-за купания в море. Конечно, до такой рассудительности и осторожности нам еще далеко, однако тенденция налицо.

Роста спроса на эксклюзивные экзотические путешествия в наступающем году я не ожидаю. Конечно, люди, готовые отмечать Новый год на ледниках Патагонии, ни­куда не делись. Однако если раньше туристы коллекционировали страны, как бы соревнуясь, кто сколько разных мест посетил, то теперь все больше путешественников старается не мчаться галопом по Европам, а находить что-то новое и экзотическое в тех местах, где они уже бывали. И при этом воспользоваться всеми возможностями для разумной траты денег: они охотнее участвуют в бонусных программах авиакомпаний, копят мили, ищут скидки на отели и в результате получают возможность за скромные деньги съездить в действительно экзотическое место.