Отправляясь в путешествие, необязательно обращаться за путевкой в турагенство. Сегодня в интернете есть огромное число сайтов по бронированию и отелей, и гостиниц, и даже автомобилей в аренду. А как не заблудиться в туристическом интернет-поле делится своим опытом «путешественник со стажем».

С годами я не стал консерватором: по-прежнему с радостью пробую новые блюда в ресторанах, надеваю яркие футболки с «говорящими» принтами, выбираю все новые маршруты для путешествий. Но при этом не обращаюсь в турагентства: зачем выкладывать 100% предоплаты, а в случае отмены поездки нести ощутимые финансовые потери. Есть же интернет-сервисы, где не потребуют деньги вперед и можно самому себе выписать путевку, да еще такую, которая будет подлежать и обмену, и возврату.

Мои запросы путешественника просты. Такие же, как у большинства: разумно сэкономить на отеле, перелет без пересадок и чтобы можно было все отменить, а то мало ли что…
Среди огромного числа сайтов, предоставляющих туристические услуги, есть два, польза которых для меня безоговорочна: www.booking.com и www.tripadvisor.ru. Оба оказывают услуги по бронированию, оба «говорят» по-русски. Ha www.booking.com я бронирую гостиницы, главное, что меня привлекает, — возможность бесплатной отмены номера за один день до предполагаемого заезда без каких бы то ни было штрафов. К тому же, бронь на отель является практически безотказным основанием для выдачи визы — большинство посольств принимают ее распечатку в качестве гарантии поездки. На www.tripadvisor.ru всегда можно найти отзывы соотечественников, которые в отличие от глянцевых каталогов турагентств действительно рисуют реальную ситуацию в отелях.

Через эти сайты можно приобрести и билеты на самолет, правда, в этой области они выполняют лишь поисковую функцию: по вашему запросу «шерстят» продавцов авиабилетов: www. ozon.travel.ru, www.onetwotrip.com, www.anywayanyday.com и многие другие специализирующиеся на подобных услугах. Лично мне удобнее обращаться напрямую на www. ozon.travel.com и www.onetwotrip.com, где мне сразу все понятно, куда, на чем и почем я лечу. Цена здесь не всегда самая низкая, иногда на www.anywayanyday.com билеты можно купить дешевле, но разница обычно несущественна -не более 200 рублей. А вот более существенная экономия -повод насторожиться. Например, стоимость билета невсегда включает перевозку багажа. Недорогой билет, особенно при перелете внутри стран Евросоюза, может не включать стоимость перевозки багажа. Это значит, что за чемодан, который буквально распух от результатов вашего многодневного шоппинга, придется дополнительно выложить круглую сумму.

А любители горных лыж, вылетая на курорт, запросто могут вылететь в трубу со своим негабаритным грузом. Поэтому радуясь низкой цене за билет, всегда следует уточнять, что же входит в его стоимость, а за что и сколько надо будет еще до­платить. Посетить сайт авиакомпании, которой вылетите, тоже бывает очень полезно. Так, я не­давно выяснил, что стоимость дополнительно места багажа у Аэрофлота существенно ниже, чем оплата перевеса: лишний чемодан весом 20 кг обошелся мне в 50 евро, а за перевес с меня взяли бы ровно в 2 раза больше. С билетами и гостиницами разобрались, переходим к бро­нированию автомобиля — все так же, не выходя из дома. Большинство мировыхлидеров автопроката, такие как AVIS (www.avis-russia. ru), Europcar (www. europcar. ru) и Hertz (www. hertz, com), имеют русскоязычные он-лайн сервисы, на которых можно зарезервировать любую машину и практически в любой точке мира. Но есть и локальные компании, цена аренды в которых существенно ниже. Как поступить — сэкономить или заплатить по полной? Оптимальное решение, как всегда, где-то посередине, и найти его сможете только вы сами. Одна моя знакомая, увидев на сайте www.rentaicars.com слоган «Лучшие цены на аренду автомобилей гарантированы», забронировала себе машину.

Конечно, так на ее месте посту­пил бы каждый, тем более, что сайт самостоятельно, без ее участия, отсмотрел предложения десятка компаний и выдал самое лучшее причем с предоплатой в России. Прибыв в аэропорт назначения и подойдя к стойке местной малоизвестной компании по прокату авто, в которой и был оформлен заказ, она обнаружила, что ей сделали, это подарок — выдали машину выше классом по той же цене. «Прекрасно!» — скажете вы. Но, по­думайте, хорошо ли это — получить вместо компактного авто полноразмерныи седан бизнес-класса для путешествия по узким европейским улицам, да еще с мощным неэкономичным бензиновым двигателем? Затем, несмотря на предоплату, с карточки попытались списать еще раз всю сумму аренды.

К этому добавилась «схема повреждений автомобиля», на которой компанией не были указаны уже имеющиеся на автомашине вмятины и царапины. А это значит, что при сдаче авто придется отвечать своим кошельком зато, к чему вы никакого отношения не имеете. «Так машина же застрахована!» — скажете вы. Застрахована, но оказывается, что в базовом полисе при бронировании оговорена «франшиза» -в среднем на 300-500 евро. А это значит, что эту сумму на ремонт оплачиваете вы, и только то, что сверху, — страховая компания.

Так что либо доплачивайте компании за полную страховку, либо все мелкие вмятины и царапины — ваши! Так что же делать, переплачивать за громкое имя? Конечно, нет. Смотрите различные сайты, сравнивайте информацию и, главное, внимательно читайте то, что написано мелким шрифтом и отмечено знаком «*»