Эдвард Мунк «Крик»«Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло, и всё небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски… Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий бесконечный крик пронзил окружающую природу…»

Анкор, ещё анкор

Так норвежский художник Эдвард Мунк описал в дневнике рождение идеи картины, которая войдёт в историю под названием «Крик». В 1893 году он воплотил её масляными красками на картоне. А потом ещё раз и ещё. Всего Мунк «кричал», как минимум, пять раз. Два известных варианта картины выполнены в масле, два написаны пастелью, один исполнен в технике литографии. Неизвестно, сколько ещё «Криков» уничтожено самим автором, а сколько осело в частных коллекциях его почитателей. В Музее художника в свободном доступе представлен один из масляных шедевров,подходите и любуйтесь. Тот «Крик», что потряс мир уже не смысловой нагрузкой или художественной ценностью,а своей немыслимой ценой в долларах на аукционе Сотбис в Нью-Йорке — это картонка размером 91 на 73,5 см, покрытая разноцветными пастельными карандашами. Торги длились всего 12 минут и вылились новому владельцу в некругленькую сумму в 119 миллионов 922 тысяч 500 «баксов». Цель покупки — никому никогда не показывать. Однако рискованный человек этот Леон Блэк, оставаться один на один с творением рук Мунка врагу не пожелаешь…

Проклятие «Крика»

Вспомним, что, собственно, изоб­ражено на самой дорогой в мире картине, то есть картинах? Некая искривлённая фигура без пола и возраста с отчаянно раскрытым ртом и прижатыми к ушам руками на фоне не слишком детально, скорее даже, схематично прописанного пейзажа:
кроваво-красное небо, линии, изоб­ражающие, кажется, море, мост или дорога с уходящими прочь двумя силуэтами. Знатоки утверждают, что на полотне изображён вид Осло-фьорда с холма Экеберг-, что в Христиании (ныне Осло, столица Норвегии). Поверим, хотя в сущности пейзажем назвать это трудно, критики вообще язвительно замечают: проще написан только «Чёрный квадрат». Может быть, суть в том, что именно кричит главный герой картины? Судя по выражению «лица», ничего хорошего. А судя по происходящим вокруг полотен событиям, не иначе как проклятия извергает!

Десятки людей, имевших контакт с «Криком», внезапно заболевали и умирали. Или впадали в тяжелейшую депрессию и умирали. Или, как минимум, ссорились со всем миром и умирали духовно. Хотите верьте, хотите нет, но факт остаётся фактом — служащие музея Мунка в Осло стараются лишний раз на глаза «крикуну» не попадаться. Все помнят случай, как один из коллег нечаянно уронил картину, после чего начал страдать страшными головными болями, ушёл на больничный, бился дома в припадках и в конце концов покончил с собой…

А вот ещё одно доказательство «проклятости» картины для «фом неверующих»: разумеется, воры не могли пройти мимо такой драгоценности в мире живописи, продать её какому-нибудь помешанному на коллекционировании миллионеру означает обеспечить себя и своих детей на всю жизнь. «Крик» выкрадывали из музея регулярно. В между­народный розыск картину объявляли, конечно, но как-то без фанатизма. И не потому, что видеть больше не желали, а просто знали — очень скоро её вернут на место. Так и случалось каждый раз,причём, как правило, со следами повреждений. Полотно пытались уничтожить, но почему-то не доводили «чёрное» дело до конца…

Мученик Мунк

Ко времени создания первого «Крика» Эдварду Мунку едва исполнилось 30. А если считать все его беды и злосчастия, то художник хлебнул на все сто. Его мама скончалась от туберкулёза, когда ему было всего пять лет. На глазах 14-летнего Эдварда в страшных мучениях от той же болезни умерла его старшая сестра. Повзрослев, Мунк так рассорился с отцом, единственным родным человеком, что покинул родную Норвегию. Помириться до смерти Мунка-старшего не удалось, что терзало Мунка-младшего всю оставшуюся жизнь. Да что его только не терзало… Хроническая бедность, головные боли, приступы тоски, вспышки бешеной ярости, одна из которых закончилась ампутацией пальца на левой руке. Художник писал о себе: «Болезнь, безумие и смерть — чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь». В конце концов он очутился в психиатрической лечебнице в состоянии острого душевного расстройства, говоря современным языком — с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз». Пройдя курс лечения, Мунк больше не возвращался к «Крику».