Янтарная комнатаРасточительство и тяга к роскоши, отличавшая многих монархов, безусловно, опустошает государственную казну. Однако порой траты становятся не только поводом для упреков соотечественников и со­временников, иногда они оборачиваются шедевром, легендой и загадкой…

Янтарный дар

Прусский король Фридрих I страстно желал перещеголять в роскоши французский Версаль, так родилась затея с Янтарным кабинетом. Пусть мастера изготовят панно с причудливыми узорами из солнечного камня да прикрепят на стены. А то, что янтарь хрупок, капризен в обработке, сложен в уходе, со временем темнеет и крошится, что его используют лишь для мелких вещиц — вздор и ерунда, за ценой не постоим!

В 1701 году такая идея посетила голову курфюрста Пруссии, в 1709-м мастера представили первые результаты. Увы, назвать их блестящими язык не поворачивался: работа шла медленно, янтарь крошился, первые девять панелей вероломно рухнули с укреплений. Фридрих I разгневался, выгнал мастеров и отказался продолжать обустройство разорительного кабинета -попросту не было средств. В 1713 году он отошёл к праотцам, и трон занял сын Фридрих Вильгельм. Монарх отличался прижимистостью с одной стороны и стратегической дальновидностью — с другой. Поэтому, когда гостивший царь Пётр I увлечённо осматривал фрагменты Янтарного кабинета — все эти пейзажи, фигуры, цветочные гирлянды, прусский властитель решил пожертвовать малым ради большего выигрыша. В 1716 году бесценный дар отправился в Россию: Янтарный кабинет разобрали и на телегах повезли в заснеженный Петербург. Собственно, это было своеобразной платой за безопасность восточных границ — Фридрих Вильгельм провернул тонкий политический ход.

Русский самодержец отблагодарил прусского «коллегу» полусотней «от­борных» гренадеров, однако, осмотрев подарок на месте, закручинился: конечно, не Троянский конь, но за время путешествия янтарь осыпался .словом, требуется ремонт. С глаз долой панно отправили на покой в помещения Летнего сада, пока до них не добрались императрицы Екатерина и Елизавета. Стараниями двух цариц и архитектора Растрелли к 1770 году отреставрированный и восстановленный кабинет превратился в Янтарную комнату. Оцените размах трудов: замутнённый янтарь осветлялся, на новые предметы интерьера — столики, люстры, канделябры, шкатулки — пошло 600 кг отборного камня. Из лучших кусков были вырезаны самовар, миниатюрный дворец с балконом и колоннами. Янтарная комната стала не просто украшением Екатерининского дворца в Царском Селе, а ни много ни мало «восьмым чудом света». Однако время небезвластно над янтарём. Все изделия приходилось периодически подновлять, очередные реставрационные работы начались в 1940 году, но так и не были закончены — грянула война.

Янтарная утрата

Музейные хранители не смогли сберечь чудо из солнечного камня: мелкие детали спрятали, а крупные фрагменты достались немецким захватчикам. Комнату разобрали и перевезли в Кенигсберг, разместили в королевском замке и открыли для свободного осмотра. А в 44-м, когда стало ясно, что война немцами проиграна, захватчики эвакуировали Янтарную комнату — и с тех пор след её теряется. Все варианты дальнейшей судьбы «восьмого чуда света» -всего лишь версии.

Согласно первой гипотезе личная подлодка Гитлера доставила её к безлюдным берегам Южной Америки, а может, и не доставила, затонув по пути в водах Атлантического океана. Второе предположение: зимой 1945 года из Кенигсберга отплыл 11 -палубный лайнер, на котором спасались офицеры погибающего рейха. Не секрет, что беглецы прихватили немало награбленных трофеев, возможно, и фрагменты Янтарной комнаты. Если версия правдива, то сейчас творение мастеров покоится на 40-метровой глубине: лайнер был торпедирован советской подводной лодкой и затоплен.

Не исключено, что конструкцию вывезли в горы Тюрингии, Австрию или Чехию, но найдены были лишь фрагменты.
В любом случае специалисты по янтарю считают, что «восьмое чудо света» в первозданном виде безвозвратно утрачено: солнечный камень подлежит заражению гриб­ком, и конструкция смертельно больна.

В 1979 году Совет Министров СССР постановил восстановить Янтарную комнату. Решение оказалось непростой задачей, претворить в жизнь эту идею было невероятно трудно: предстояло воспроизвести истинный цвет фрагментов по чёрно-белым фотографиям, не было сведений о размерах многих деталей, наконец, со временем цвет янтаря меняется-это важно при изготовлении фигур из кусочков, тщательно подобранных по цветовой гамме. К кропотливой работе подключились немецкие фирмы, выделившие на это более трёх с половиной миллионов долларов. В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, проект успешно завершился, на восстановленную Янтарную комнату можно полюбоваться по прежнему адресу — в Екатерининском дворце в Царском Селе.