Священный ГраальЗа долгую историю своего существования христианство успело обзавестись множеством материальных святынь — предметов земного происхождения, несущих на Себе божественное благословение и являющихся объектом поклонения всех верующих людей. И Священный Грааль среди них — один из самых таинственных.

Легенды о поисках этого загадочного предмета местами напоминают русскую народную сказку «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». А всё потому, что до сих пор доподлинно неизвестно, что же представлял из себя Грааль, где именно он был спрятан, какими сверхъестест­венными свойствами обладал. Существует также множество условий и для того, кто хотел бы его найти.

«Пойди туда, не знаю куда…»

В отличие от сказки в легенде о Священном Граале указывается вполне конретное место его нахождения. Но вся беда в том, что в разных версиях придания локации этого артефакта упоминаются тоже разные, потому-то и найти его так сложно.
Согласно истории, изложенной в средневековом «Романе о Граале» Робера де Борона, святыня была надёжно спря­тана на острове Британия Иосифом Аримафейским. Этот Человек упоминается в текстах Евангелий в качестве тайного ученика Христа, который после его смерти стал одним из первых христианских проповедников на просторах туманного Альбиона. Здесь им была основана Церковь Святой Девы, впоследствии преобразованная в знаменитый монастырь Гластонбери. В этих стенах Иосиф долгие годы втайне от всего мира и укрывал священный предмет.

Он поведал об этом только пе­ред самой смертью одному из своих потомков, который стал следующим хранителем и основателем братства Грааля. Его члены предпочли перепрятать святыню, и след её на какое-то время был потерян, чтобы потом возникнуть в легендах о рыцарях Круглого Стола. Большая их часть называет в качестве возможного места хранения Священного Грааля замок Монсальват, который был выстроен в Пиренеях всего лишь за одну ночь с по­мощью ангельской силы. Впрочем, по поводу названия замка у исследователей легенды о Граале единого мнения нет: автор романа «Смерть короля Артура» Томас Мэлори именует его Корбеном, Вольфрам фон Эшенбах в «Парцифале» — Мунсальвешем, а некоторые историки утверждают, что это была твердыня еретиков Монсегюр, разрушенная в 1244 году участниками крестового похода.Таким образом, вполне возможно, что речь вообще идёт о разных местах. Ещё одна версия легенды утверждает, что Священный Грааль был отправлен на мифический остров Авалон — место последнего успокоения короля Артура, где, как и он, ждёт своего часа для того, чтобы во второй раз явиться в наш мир. Однако претенденты на звание главной святыни христианства объявляются уже и в наше время. Например, в Генуе в стенах церкви Сан-Лоренцо находится чаша, принимаемая некоторыми верующими за Священный Грааль. Аналогичная ей хранится в Валенсийском кафедральном соборе. Но их подлинность, хотя бы в силу парности и неуникальности, вызывает достаточно сильные сомнения. Впрочем, есть и другая, более веская причина.

«…принеси то, не знаю что»

До сих пор остаётся загадкой и сам истинный облик Грааля.
Наиболее распространён­ной версией, восходящей к библейским текстам, является представление о Священном Граале как о некоем сосуде, из которого во время Тайной вечери пили Христос и его ученики и куда потом один из них собрал его кровь после казни на кресте. Однако в Новом Завете нет конкретного указания, что это была именно чаша, а потому у многих исследователей легенды есть своё мнение на сей счёт.

Происхождение слова «Грааль» выводят из разных источников, отсюда же разница и в его толкованиях. Так, цистерцианский монах Гелинад, исследовавший предание о священном сосуде в 13-м веке, утверждал, что его название происходит от латинского gradalis — так именовалось глубокое блюдо для подачи пищи на стол. Версия же о Граале как о чаше связана с созвучным греческим эквивалентом — кратэром, представлявшим из себя именно глубокую чашу, в которой вино разбавляли водой. Интересны также и представления на сей счёт алхимиков, которые считали святыню кубком, выточенным из огромного изумруда, что выпал из короны падшего ангела Люцифера в момент его низвержения с небес на землю. Существует также немало мнений о том, что Грааль вообще не являлся сосудом. Например, упомянутый ранее Вольфрам фон Эшенбах пишет о нём как о «камне особой породы» («камень Господа», «камень мудрости», «камень судьбы»). Некоторые исследователи напрямую связывают данное утверждение с философским камнем — извечным символом высшего духовного поиска.

Ещё более экзотичная версия по поводу облика Грааля отражена в известном романе Дэна Брауна «Код Да Винчи». Опираясь на труды неких историков, писатель выводит сенсационную теорию о том, что сия святыня вообще не имеет материального воплощения в традиционном понимании, а представляется собой «кровь Христа», текущую в жилах его потомков. Иначе говоря, Святой Грааль — это дети Марии Магдалины и Иисуса Христа, что полностью противоречит всем христианским догматам. Именно поэтому книга и вызвала столь широкий общественный резонанс. Впрочем, другие наши современники также внесли немалую лепту в сумятицу представлении о внешности Грааля. Например, писатель-фантаст Гарри Гаррисон в романе «Король и император» описывает его как лестницу, при помощи которой Иисуса снимали с креста. А на экране кинематографа он предстаёт то оружием огромной силы, созданным Мерлином много веков назад, то отлитым из 30 серебреников Иуды бокалом, служащим источником сил для вампиров и монстров. Такое обилие точек зрения на природу Священного Грааля вкупе с неясностью места его хранения чрезвычайно осложнило задачу тем, кто хотел бы данный артефакт найти. Дополнительные же условия и вовсе придали его поискам статус «занятия для избранных».

Подвиг для рыцаря без арака и упрёка

Найти Грааль дано далеко не каждому, а тому, кто не чист помыслами и душой, даже и пытаться не стоит. Чаша не даётся в корыстные руки, и даже самому благородному человеку, согрешившему хотя бы раз в жизни, никогда её не отыскать. Неудивительно, что из-за столь суровых требований легенда упоминает всего одного претендента, которому действительно удалось стать обладателем Священного Грааля. В более ранних версиях предания, а также в романах Кретьена де Труа, Робера де Борона и Вольфрама фон Эшенбаха — это рыцарь сэр Персиваль, в цикле же о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола «Вульгате» и произве­дении Томаса Мэлори он носит имя сэра Галахада. Однако ввиду схожести сюжета всех историй это несомненно один и тот же человек.

Его избранность, которая и подарила ему возможность отыскать неуловимую чашу, проявляется во многих аспектах начиная с происхождения: он незаконнорожденный сын первого рыцаря артуриановского двора Ланселота и внук хранителя замка Монсальват Короля-рыбака. Воспитывался в монастыре, а потому сумел остаться непорочным, получив даже прозвище «святого рыцаря». Именно эти черты и позволили ему занять Гибельное Сидение в твердыне Камелот на глазах короля и всех его придворных, обычного же человека при попытке сделать это ждала смерть. И в тот же миг собравшимся была явлена.Чаша, проплывшая по воздуху и бесследно растворившаяся в нём. Рыцари сочли это божественным знаком, поклялись отправиться на поиски священного предмета и добыть его даже ценой собственной жизни. И хотя в путь отправились избранные воины, носившие звание самых достойных, никому из них не удалось даже увидеть Грааль, поскольку и сердца их, и помыслы не были достаточно чисты. Только сэр Галахад -истинный рыцарь без страха и упрёка — удостоился чести коснуться священного сосуда и стал хранителем его тайны.

Однако история поисков Грааля на этом отнюдь не заканчивается. Наоборот, на протяжении веков на него периодически разворачивалась настоящая охота, например, одной из целей крестовых походов исследователи считают именно желание отыскать загадочный артефакт. Ко­ролям Средневековья пред­ставлялось, что Чаша сможет даровать своему обладателю бессмертие и невероятное могущество. По этим же причинам позднее его жаждали заполучить и нацисты, и данный сюжет был обыгран в голливудском приключенческом фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход». Бытует версия, что им это даже удалось и какое-то время Грааль действительно хранился в замке Вевельсбург — штаб-квартире Чёрного Ордена СС.

Кстати, в финале кинокартины доктор археологии всё-таки находит Священный Грааль и с его помощью спасает своего отца, напоив его из Чаши живой водой. А его противник, выпив той же Самой воды, умирает, отравившись ею. И всё из-за того, что Индиана Джонс искал святыню не для собственной выгоды и использовал её не для себя, а, значит, в какой-то степени уподобился «святому рыцарю» сэру Галахаду. Отсюда возникает ещё один самый загадочный и одухотворённый лик Грааля как символа высшей цели. И как символа вечного поиска идеала, который, как известно, недостижим, но стремится к нему — это и значит становиться чище в помыслах и благороднее в поступках, подобно тому рыцарю, что в конце концов обрёл свою Святую Чашу.