Первостроители Слободы умело использовали все особенности рельефа городской территории и для обороны, и для бытовых нужд. Они не тратили сил на борьбу с природой, а пристраивались к ней, оставляя, скажем, за родниками право жить своей жизнью, стараясь прокладывать улицы вдоль, а не поперек тока воды.
Официально принятая дата основания Слободского несколько раз пересматривалась, пока не задержалась на 1505 годе.
Происходило это по мере обнаружения и публикации документов, упоминающих имя города. Но и последняя дата не является бесспорной, ибо текст одного из таких документов позволяет нам сделать далеко идущие выводы. «Князь Великий Всея Руси Иван Васильевич пожаловал настоящей грамотой Андрея Ивановича Племянникова, в кормление ему, Слободским городком на Вятке, вместо прежнего воеводы Замятии Константина Сабурова. И вы, все люди того городка, чтите его и слушайте, а он вас ведает и судит, и блюдет, и ходит у вас по старой пошлине, как было преж сего».
Поразмыслим над документом. Грамота эта, по сути, приказ о назначении на должность. «Отсутствие в нем мелочных наставлений говорит за то, что писался он на прочной основе взаимопонимания сторон. Спокойный, деловой тон грамоты показывает, что уже в 1505 году Слободской имел свою достаточно развитую экономику, состояние которой не требовало от центра перестроек. Признав это обстоятельство за факт, мы уже не можем не признать за жителями города какого-то собственного опыта ведения городских дел, опыта, который не приносился извне, а нарабатывался жителями путем выборного самоуправления.
Таким образом рядовая житейская логика позволяет нам говорить о существования города задолго до появления в нем московских Сабуровых и Племянниковых.
Поэтому нельзя принимать всерьез полемическое предположение историка Верещагина, что Слободской был построен после 1489 г. устюжанами, «издавна зарившимися на привольные земли вятчан». Жизнь ни одним документом не подтвердила верность этого предположения, а наоборот, опровергает его отсутствием в городе какой-либо памяти об устюжанах-строителях. Храм-то в честь особо почитаемых в Устюге святых они уже во всяком случае должны были построить!
Опровергается и основной аргумент Верещагина, ссылавшегося на отсутствие упоминания о Слободском в летописцах 1489 г. Сегодня, по сообщению историка В. Низова, такой документ нашелся и вошел в научный оборот под именем «Едом-ского летописца», следовательно, у нас есть основание подняться на новую ступеньку, встать на новую точку отсчета в нашей истории, взглянуть несколько глубже в пору заселения россиянами вятской земли.