Слободской
Первостроители Слободы умело использовали все осо­бенности рельефа городской территории и для обороны, и для бытовых нужд. Они не тратили сил на борьбу с природой, а пристраивались к ней, оставляя, скажем, за родниками право жить своей жизнью, стараясь прокладывать улицы вдоль, а не поперек тока воды.
Официально принятая дата основания Слободского несколько раз пересматривалась, пока не задержалась на 1505 годе.

Происходило это по мере обнаружения и публикации документов, упоминающих имя города. Но и последняя дата не является бесспорной, ибо текст одного из таких документов позволяет нам сделать далеко идущие выводы. «Князь Великий Всея Руси Иван Васильевич пожаловал настоящей грамотой Андрея Ивановича Племянникова, в кормление ему, Слободским городком на Вятке, вместо прежнего воеводы Замятии Константина Сабурова. И вы, все люди того городка, чтите его и слушайте, а он вас ведает и судит, и блюдет, и ходит у вас по старой пошлине, как было преж сего».

Поразмыслим над документом. Грамота эта, по сути, приказ о назначении на должность. «Отсутствие в нем мелочных наставлений говорит за то, что писался он на прочной основе взаимопонимания сторон. Спокойный, деловой тон грамоты показывает, что уже в 1505 году Слободской имел свою достаточно развитую экономику, состояние которой не требовало от центра перестроек. Признав это обстоятельство за факт, мы уже не можем не признать за жителями города какого-то собственного опыта ведения городских дел, опыта, который не приносился извне, а нарабатывался жителями путем выборного самоуправления.
Таким образом рядовая житейская логика позволяет нам говорить о существования города задолго до появления в нем московских Сабуровых и Племянниковых.

Поэтому нельзя принимать всерьез полемическое пред­положение историка Верещагина, что Слободской был построен после 1489 г. устюжанами, «издавна зарившимися на привольные земли вятчан». Жизнь ни одним документом не подтвердила верность этого предположения, а наоборот, опровергает его отсутствием в городе какой-либо памяти об устюжанах-строителях. Храм-то в честь особо почитаемых в Устюге святых они уже во всяком случае должны были построить!

Опровергается и основной аргумент Верещагина, ссылавшегося на отсутствие упоминания о Слободском в летописцах 1489 г. Сегодня, по сообщению историка В. Низова, такой документ нашелся и вошел в научный оборот под именем «Едом-ского летописца», следовательно, у нас есть основание подняться на новую ступеньку, встать на новую точку отсчета в нашей истории, взглянуть несколько глубже в пору заселения россиянами вятской земли.